Зимние игры в детском саду
Зимние игры для детей на улице
Зимние подвижные игры для детей на улице
Зимние игры на улице для младших школьников
Игры зимой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Космонавты
Дети разбиваются на команды по 4-5 человек. Каждая команда выбирает капитана и находит место для своего «космодрома» где-нибудь в стороне. Затем все команды собираются в центре площадки, перемешиваются между собой и начинают водить хоровод. Ведущий говорит такие слова:
«Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим — на такую полетим». После этого ведущий считает до пяти. В это время каждая команда должна собраться за своим капитаном, выстроиться «паровозиком» и направиться к своему «космодрому». Выигрывает команда, которая прибыла на базу первой.
Сквозь ворота
Игроки делятся на две команды. Первая команда становится в шеренгу, взявшись за руки. Вторая располагается на расстоянии 5-8 метров так, чтобы каждый участник оказался напротив рук игроков из противоположной команды.
Задача участников второй команды — разбежаться и прорваться сквозь «ворота», проскользнув под руками или перепрыгнув через них.
Задача игроков первой команды — не дать соперникам выполнить задание.
Снежные мишени
Набейте мешочки песком, но не очень плотно, они должны быть мягкими. Предложите детям слепить несколько пирамид из снежков. Разделите игроков на команды так, чтобы у каждой была своя пирамида и несколько «снарядов»- мешочков. Задача игроков — разрушить свою пирамиду быстрее соперников. Затем можно сделать снежки заново и продолжить игру.
А мы — пингвинчики, а нам не холодно!
Участники делятся на две команды и выстраиваются в колонны на старте. Игроки обеих команд, которые стоят первыми, держат в руках мяч. По сигналу ведущего они помещают мяч между ног и направляются к финишу со словами; «А мы — пингвинчики, а нам не холодно, а мы на севере живем!». Дойдя до финишной черты, игроки перебрасывают мяч своей команде.
Та команда, чей игрок пришел первым, получает очко. После этого ведущий дает сигнал следующим игрокам, и так далее.
Команда, чей игрок забывает приговаривать по пути, штрафуется на одно очко. В конце игры очки подсчитываются и объявляется победитель.
Переправа
Для этой игры понадобится четыре одинаковых обруча. В игре участвуют две команды с равным количеством игроков. Каждая команда делится на две части: первая часть становится в колонну на линии старта, вторая выстраивается таким же образом на финише.
Минимальное расстояние между командами должно быть равно четырем диаметрам обруча. Перед первым игроком колонны лежит один обруч, другой обруч участник держит в руках. По сигналу ведущего команды начинают переправу через реку.
Для этого им необходимо двигаться по льдинкам, то есть становиться в центр первого обруча, второй класть перед собой, поднимать первый, класть его впереди и т.д.
Когда участник доходит до финиша, он передает эстафету первому игроку из финишной колонны, а сам отправляется в конец. Игра заканчивается тогда, когда все части команды поменяются местами. Выигрывают те, кто сделал это быстрее.
Ловцы снега
Все участники игры делятся на команды. От каждой команды выбирается ловец снега. Ловец берет ведерко и становится на противоположной линии от метателей, выстроенных в колонны. По сигналу ведущего игроки, стоящие первыми, должны забросить снежок в ведерко ловца. Ловец может помогать
своей команде, но ему нельзя двигаться с места. Команда, забросившая снежок, получает очко. Затем ведущий дает сигнал следующему игроку, и так, пока все игроки не поучаствуют в процессе.
Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Золотоискатель
Для игры понадобится по ведерку и платку на каждого игрока и большое количество орехов, обернутых фольгой. Орехи в фольге будут выступать в роли золотых камней. Орехи рассыпаются по утрамбованной площадке. Каждый игрок завязывает глаза платком и берет в руки ведерко. По сигналу ведущего все превращаются в золотоискателей, которые на ощупь должны собрать больше орехов, чем соперники.
Через минуту ведущий останавливает игру, и результаты подсчитываются. Побеждает тот, кто нашел больше золота.
Ничего не вижу
Для этой игры необходимы две команды, два ведра и снежки. Количество снежков должно соответствовать количеству играющих. Команды выстраиваются в две колонны. Каждый участник команды держит в руках снежок.
Ведра устанавливаются напротив команд на расстоянии 3-4 метра. Задача каждого игрока — забросить свой снежок в ведро с закрытыми глазами. Выигрывает та команда, которая таким образом забросила больше снежков.
У медведя во бору
Эта игра — одна из разновидностей салочек. Дети делятся на две команды. Каждая команда выбирает себе «медведя». «Медведь» отправляется к себе в берлогу (на противоположную сторону площадки). В это время остальные игроки бегают и поют: «У медведя во бору грибы-ягоды беру. А медведь не спит и на нас рычит». На последних словах «медведь» должен выбежать из «берлоги» и поймать как можно больше игроков, которые, в свою очередь, убегают в домики на противоположной стороне площадки.
Побеждает та команда, чьих участников «медведь» поймал меньше.
Пришла зима
Задача участников этой игры — быстро и четко показывать то, что говорит ведущий. Все игроки выстраиваются в большой круг. Ведущий говорит: «Пришла зима» — все прыгают на месте. По команде «Пошел снег» все должны встать на месте и покружиться вокруг себя, подняв руки вверх. Команда «Завыла вьюга» — все бегут по кругу.
По сигналу ведущего «Началась метель» игроки стараются идти на полусогнутых ногах. «Намела метель сугробов» — все должны присесть, наклонить голову и обхватить ноги руками. Сначала ведущий произносит команды медленно, затем все быстрее и быстрее. Участник, который замешкался или выполнил другое действие, выбывает из игры.
Капельки и льдинки
Кто-нибудь из взрослых выбирается водящим — Дедом Морозом. У него в руках должен быть волшебный посох (например, ветка или палка). Все остальные игроки — это капельки в реке. Задача водящего — заморозить все капельки. Для этого ему нужно дотронуться до игрока волшебным посохом, и замерзшая капелька должна застыть на месте. Но не все так просто: ведь «теплая» капелька может отогреть замороженного. Для этого капельке нужно дотронуться до льдинки, поэтому Деду Морозу придется изрядно потрудиться, чтоб превратить в лед всю речку.
Вижу, вдалеке медведь!
Дети любят поваляться в снегу, и из этого можно сделать прекрасную игру. Цель
игры — извалять участников в снегу. Ведущий строит всех в шеренгу близко друг к другу, сам становится перед колонной. Задача каждого игрока — повторять его действия.
Сначала ведущий выставляет вперед правую ногу и вытягивает левую руку, говоря при этом: «Вижу, вдалеке медведь!». Затем он приседает на корточки, приставляет козырьком руку к глазам и повторяет: «Вижу, вдалеке медведь!». После этого ведущий снова повторяет ту же фразу, только на этот раз, приседая, вытягивает вперед одну ногу.
В этот момент игроки, повторяя действия ведущего, балансируют на одной ноге, а ведущий легко толкает ближайшего к нему участника.
Вся шеренга заваливается в снег как домино, срабатывает эффект неожиданности, и игроки хохочут и веселятся.
Повар и котята
Дети выбирают ведущего — «повара» и очерчивают его кругом. «Повар» становится в центр этого круга, там же лежат подготовленные заранее цветные снежки, мячи, кубики, кегли или другие мелкие предметы на выбор.
Все участники по сигналу ведущего ходят по кругу и приговаривают: «Плачут маленькие киски, повар взял у них сосиски. Сейчас мы повара найдем и сосиски отберем».
После этих слов игроки пытаются стащить из круга какой-нибудь предмет, а «повар» их ловит. Пойманные игроки выбывают.
Тот, кого «повар» так и не смог поймать, становится новым ведущим.
Маленькие помощники
Все мы знаем, что Дед Мороз, приходя к нам в гости, несет с собой снег, но в одиночку он не может усыпать им все веточки, скамейки и качели. Поэтому Деду Морозу нужны помощники — дети. По правилам этой игры они должны постараться осыпать снегом все кустики, качели и ветки, до которых смогут дотянуться, а затем показать Деду Морозу свою работу. Всех помощников дедушка должен поощрить конфетками или мандаринами.
Жмурки по-эскимосски
Среди участников выбирают ведущего и завязывают ему глаза. На руках у него должны быть рукавицы.
Остальные игроки смешиваются и подходят к ведущему по очереди. Задача ведущего — на ощупь определить, кто перед ним, и назвать его по имени. Тот, кого угадали, выходит из игры.
Если кого-то из игроков ведущий не распознал, тот возвращается в игру. Новым ведущим становится тот, кого ни разу не угадали.
Первоцвет
Если долгая зима изрядно всех утомила, можно предложить детям позвать весну с помощью этой игры.
Приготовьте большое количество искусственных цветов, их можно сделать с детьми заранее.
Закрепите цветы на площадке: на деревьях, столбах, скамейках и т.д.
Желательно не класть цветы на землю, потому что их быстро затопчут. Поделите детей на команды.
По сигналу ведущего дети должны начать собирать цветы. Та команда, которая принесет больше цветов, объявляется победившей.
Совушка — мудрая головушка
Игроки выбирают «совушку». Он отходит в сторону и «засыпает». Пока «совушка» спит, ведущий командует: «День наступает — все оживает!». В это время игроки разбегаются по площадке. Затем ведущий говорит: «Ночь наступает — все замирает!».
После этих слов участники должны замереть в той позе, в которой они остановились. «Совушка» выходит на охоту: он присматривается к игрокам, и если кто-то из них шевельнулся или засмеялся, то уводит его в свою норку. Пока «совушка» присматривается, игроки могут быстро поменять положение.
Игра на маленькой площадке при небольшом количестве участников может происходить иначе. Все участники выстраиваются в круг, «совушка» становится в центр круга. После слов «День наступает — все оживает!» «совушка» делает вид, что спит, а игроки принимают разные позы или просто строят смешные рожицы. Когда ведущий объявляет: «Ночь наступает — все замирает!», игроки застывают в тех позах, в которых их застали слова ведущего. В этом случае обнаружить смеющихся будет проще. Тот человек, которого «совушка» забирает, становится его помощником.
Таратайка
В игре принимают участие несколько пар игроков. Каждая пара получает по два валенка.
Если играющих много, их можно разбить на команды с равным количеством участников, а затем построить в колонны по парам. Определяется линия старта и финиша. По сигналу ведущего один игрок из пары должен надеть на руки валенки и принять упор лежа, другой же — взять его за ноги. В таком положении (один на руках, другой на ногах) «таратайка» должна добраться до линии финиша и вернуться обратно. Если в игре участвует команда, то первая пара игроков должна быстро передать валенки следующей и т.д. Выигрывает та пара или команда, которая справится с заданием быстрее соперников
Мыльные пузыри
Эта забава удивит любого ребенка. Дело в том, что мыльные пузыри на холоде ведут себя совсем иначе, чем при теплой погоде. При минусовой температуре они замерзают и превращаются в стеклянные шарики. Такие шарики легко бьются. Когда температура плюсовая, от 0 до 5 градусов, пузыри становятся очень эластичными и упругими. В любом случае, зимой пузыри гораздо дольше сохраняют целостность, и лопаются иначе.
Ребенку наверняка понравится создавать такие пузырьки и наблюдать за процессом их короткого, но яркого существования.
Футбол в снегу
Детом детвора часто играет во дворе в футбол, но не стоит отказываться от него зимой, ведь дети так любят возиться в снегу. Предложите им сыграть в особенный зимний футбол. Желательно, чтобы снег на площадке был достаточно рыхлый, это сделает игру еще интереснее. Если бегать по сугробам трудно, можно играть в гандбол, то есть руками.
Каждый в свою сторону
Для игры понадобится снежная площадка, длинная веревка (5-10 метров) и несколько флажков по количеству участников игры. Концы веревки нужно связать.
Три игрока становятся рядом внутри веревки, образуя треугольник, и натягивают веревку своими телами. В полутора метрах от каждого игрока устанавливается флажок. По сигналу ведущего участники должны дотянуться до своего флажка, налегая на веревку.
Таким образом, каждый игрок будет тянуть веревку в свою сторону, увлекая соперников за собой и отдаляя от цели. Побеждает тот, кто сумеет завладеть флажком
Осада башни
Для этой игры необходимо многое подготовить. Во-первых, нужно смастерить каркас для башни: к концу длинной прочной палки привязывается веревка так, чтобы оба конца ниспадали. К концам веревки нужно привязать ручки — небольшие палочки. Затем строите башню. Каркас закрепляете в земле так, чтобы конец с веревкой был вверху. Саму палку нужно облепить большим количеством снега, оставив веревку свободой. Башня готова, можно переходить к игре. Игроки делятся на две команды с равным количеством участников. Постарайтесь разделить детей так, чтобы силы команды были примерно равны.
По сигналу ведущего капитаны команд хватают свою веревку, а остальные участники — за капитана и друг за друга.
Команды стараются перетянуть башню на свою сторону, кому это удалось, тот объявляется победителем.
Катаем снежный ком
В игре участвуют две команды с равным количеством игроков. Задача каждой из команд сделать большой снежный ком за определенное время — 5 минут. Цель — превзойти команду- противника. Играя на время, шары можно катать в хаотичном порядке, то есть по всей площадке. Другой вариант: прочертить условную линию от команд до руководителя — примерно 10 метров И тогда игра происходит не на вре мя, а на расстояние. После этого сделанные комья можно использовать для коллективного создания снежной бабы или для следующей игры.
Чудовище
На снежной площадке нарисуйте или слепите голову чудовища с открытой пастью. В пасти должно быть углубление, чтобы в него мог поместиться небольшой мяч. На расстоянии нескольких метров от чудовища нарисуйте черту. Каждый участник должен постараться забросить мяч прямо в пасть этого снежного монстра. В этой игре побеждает самый меткий участник.
Когда все дети справятся с заданием, расстояние до чудовища можно увеличить.
Море волнуемся раз
Дети всегда любили эту игру. Количество играющих не ограничено. Ведущий отворачивается от игроков и говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, замри!».
Пока «море волнуется», участники игры бродят вокруг, придумывая положение, в котором они застынут. После слова «замри» игроки замирают на месте.
В одной из версий игры ведущий должен угадать, какую именно фигуру изображает участник. Если компания решала, что фигура изображена неудачно, этот игрок становился ведущим. В другой версии ведущий должен заметить того, кто шевелится или смеется, или же рассмешить кого-нибудь и сдвинуть с места, не касаясь его руками. Если ведущему это удалось, игра начиналась заново уже с другим ведущим.>
Мир детей
Зимние каникулы – пора для прогулок и подвижных игр на улице с детьми. Во что поиграть с детьми зимой? Какие народные игры и эстафеты можно организовать и придумать для малышей и для детей постарше? В этой статье Вы найдете более 20 вариантов и идей для подвижных игр с детьми на улице от самых маленьких деток до школьников.
ИГРА 1 «МЕТЕЛИЦА»
Варианты игры
Для малышей: игроки стоят парами (взрослый и ребенок) лицом друг к другу, руки разведены в стороны, держась руками за ладошки друг друга (поза рук «лодочкой»)
Для старших дошкольников и школьников: Игроки (взрослый и ребенок) встают парами боком друг другу, сцепившись под локоть.
Когда дети научились играть в игру в парах со взрослым, то они могут играть в парах друг с другом.
Как играть
Все начинают кружиться на месте, говоря слова:
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится –
Тот заметелится!
После этих слов пары продолжают кружиться на месте. Задача – долго кружиться и не упасть.
Игроки кружатся до тех пор, пока не закружилась голова.
Игра развивает вестибюлярный аппарат и чувство равновесия, учит прислушиваться к игроку в паре.
ИГРА 2 «ДЕД МОРОЗ»
Выбираем по считалке Деда Мороза. Дед Мороз встает в круг, нарисованный в центре хоровода. Его окружают другие участники игры и водят вокруг него хоровод под слова:
Дед Мороз, Дед Мороза,
Через дуб перерос,
Через дуб перерос,
Прикатил подарков воз:
Морозы трескучие,
Снега сыпучие,
Ветры завьюжные,
Метели дружные,
Холод – стужу напустил,
На реке мост намостил.
После этих слов игроки разбегаются, а Дед Мороз их ловит. Если Дед Мороз дотронулся до игрока, то он его «заморозил». «Замороженный» игрок идет в круг и встает там. Другие игроки могут ему помочь – «разморозить» его. Как разморозить: нужно сделать снежок и перебросить его в круг «замороженному» игроку. Он этим снежком должен попасть в Деда Мороза. Дед Мороз старается увернуться от снежка.
Усложнение игры:
Если Дед Мороз поймал и «заморозил» трех игроков, то они готовят ему подарок – лепят снежную бабу.
Все встают вокруг снежной бабы и водят новогодний хоровод.
ИГРА 3 «САЛКИ СО СНЕЖКАМИ»
Чертим линиями большой квадрат – площадку для игры. За пределы площадки забегать нельзя (если забежишь – то станешь водящим в этой игре). Заранее заготавливаем все вместе много снежков для водящих.
Все игроки бегают в внутри площадки, два ведущих бегают вне площадки. Задача ведущих – бросать в игроков снежки, стараясь в них попасть. Если в игрока попали снежком – он выходит из игры. Игра заканчивается, когда внутри площадки остается два игрока. Они становятся водящими в новой игре.
ИГРА 4 «ВОРОТЦА»
Это игра на горке. Дети делают вместе со взрослыми «воротца» — из палочек без острых концов, гимнастических пластмассовых палок, еловых веток, лыжных палок, которые воткнуты в снег острым концом и стоят вертикально. Нужно стараться проехать с горки (на ледянке, санках или даже … на венике!), попав в воротца и не задев их.
Если игроку удалось проехать через воротца – он получает фишку. В конце поздравляют самого ловкого игрока, который получил больше всего фишек.
Полезная идея: Фишками могут служить круги, вырезанные из упаковки. Для этой цели можно найти пакеты из-под молока или из-под сока, покрытые изнутри фольгой. У Вас получатся «серебряные фишки» и даже большая «серебряная медаль» самому ловкому!
ИГРА 5 «ЛЬДИНКА»
Все становятся в круг. В центре круга водящий прыгает на одно ноге и передвигает ей льдинку как биту. Этой льдинкой он старается попасть в ногу одному из стоящих в кругу ребят. Все игроки увертываются от льдинки. Если льдинка кого-то коснулась (коснулась подошвы его обуви), то он становится водящим в игре.
ИГРА 6 «СНЕЖНЫЙ КОМ»
Это игра – зимнее состязание в силе и ловкости для мальчишек. Все лепят огромный снежный ком. Двое мальчиков встают напротив друг друга так, чтобы ком был между ними.
Ребята берут друг друга за руки и тянут друг друга к себе так, чтобы противник повалился на ком. Задача каждого игрока – не коснуться кома грудью или животом. Если кто-то из игроков «лег на ком» т.е. коснулся его животом, грудью, то он уступает свое место другому участнику состязания. Победители награждаются серебряными медалями за силу и ловкость из фольги.
ИГРА 7- ДЛЯ МАЛЫШЕЙ «ЗАМОРОЖУ»
Дети встают в хоровод и вытягивают ручки в рукавичках вперед. Взрослый встает в центр круга и старается коснуться своей рукой ручек детишек. Дети должны быстро прятать руки за спину. Если кого-то коснулся взрослый – то его «заморозили».
ИГРА 8- ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ «МЕДВЕДЬ»
Возьмите на прогулку игрушку – мишку. Положите мишку на скамеечку как будто мишка спит. Идите с ребенком (с детьми) к мишке и говорите:
Как-то мы в лесу гуляли
И медведя повстречали.
Он под елкою лежит,
Растянулся и храпит.
Мы вокруг него ходили,
Косолапого будили:
«Ну-ка, Мишенька, вставай,
И быстрей нас догоняй»
Взрослый берет в руки игрушечного медведя, и мишка догоняет детишек, который убегают от него в условленное место («в домик»).
ИГРА 9 «ВАРЕЖКА»
Для игры нужно большое количество участников – приглашайте всех, кто гуляет с детьми рядом с вами! Если Вы собираетесь играть в холодную погоду – то возьмите с собой дополнительную варежку, с которой мы и будем играть. Если погода теплая и игроки могут снять свои варежки с рук – пусть играют своими рукавичками.
Выбираем двое водящих. Первый водящий встает в центр круга, второй водящий – за ним на расстоянии. Все остальные участники игры встают вокруг них в большой хоровод, взявшись за руки. Все встают так, что первый водящий находится в кругу, а второй – за кругом.
Первый водящий должен бросить варежку и попасть ей («запятнать») второго водящего. Игроки в кругу мешают ему это сделать, поднимая руки и отбивая ими варежку обратно в круг, их задача – защищать второго водящего.
Если второго игрока выбили, то он становится в центр круга и становится первым водящим. Чтобы найти ему пару – второго водящего – бывший первый водящий приглашает из круга кого-то на свой выбор. Он бросает свою варежку вверх – кто ее поймает –тот и будет играть в роли второго водящего. И игра повторяется снова.
Если второго игрока не выбили варежкой, то первый водящий продолжает играть свою роль.
ИГРА 10 «ДВА МОРОЗА»
Чертим две линии, между ними должно быть большое расстояние. Выбираются два Мороза. Они встают между этими линиями.
Все другие игроки встают вдоль одной из нарисованных линий лицом к Морозам.
Первый Мороз говорит: «Я Мороз Красный Нос!»
Второй Мороз говорит: «Я Мороз Синий Нос!»
Два Мороза вместе говорят: «Ну-ка кто из вас решится в путь – дороженьку пуститься?»
Все игроки дружно хором им отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз»
Два Мороза хором командуют: «Раз, два, три – беги!»
Задача игроков после этой команды перебежать поле до следующей линии, забежав за нее. Задача Морозов – запятнать бегущих игроков. Кого запятнали – тот «замерз» и должен стоять на месте.
Снова Морозы кричат детям: «Раз, два, три – беги!» Все бегут обратно. Бегущие игроки могут «разморозить» своих друзей, задев их во время бега. А Морозы в это время стараются «заморозить» новых игроков.
Так бегают, пока Морозы не заморозят большинство детей.
Если играет одновременно большая группа детей (25-30 человек), то тогда выбираются не два, а три или четыре мороза.
Ребенок обязательно должен побежать через поле до противоположной линии, даже если боится. Так как кто по городу – не ходит, из игры тотчас выходит!
ИГРА 11 С САНКАМИ «ПО МЕСТАМ»
Санки ставим по кругу. Их должно быть на одни меньше чем количество играющих детей. Дети разбегаются по площадке, кружатся. По команде взрослого «По местам» дети быстро бегут к санкам и должны успеть занять место на них как можно быстрее.
Кому места не хватило – тот становится водящим в следующей игре и подает сигнал «По местам».
ИГРА 12 «КОЛОКОЛЬЧИК»
Подвесьте на ветку дерева, на турник во дворе колокольчик на яркой ленте. Задача игроков – метать в колокольчик снежки так, чтобы попасть в него и он зазвенел. Если это удалось – выкладываем этому игроку на «счетном поле» палочку или шишку. Потом считаем, кому удалось большее количество раз попасть в колокольчик.
ИГРА 13 «ПЯТНАШКИ НА САНКАХ» (ЗИМНЯЯ КАРЕЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА)
Начертите на земле большой квадрат – площадку для игры. Играют несколько пар. В каждой паре один игрок везет другого на санках. Выбирается пара водящих (в ней также один игрок везет второго игрока на санках).
Звучит сигнал, и начинается игра. Водящие стараются догнать любую из пар и запятнать одного из игроков. Пятнает в паре водящих только игрок, сидящий на санках. Он делает это прикосновением своей руки.
Если паре водящих удалось кого-то осалить, то эта пара начинает водить в игре, и игра продолжается.
Играют только в пределах очерченной площадки. Если пара нарушила это правило и заехала за пределы площадки – то она тут же становится водящей (пусть дети громко объявят: «Мы водим!» и начинает догонять других игроков). Нельзя салить игроков той пары, которая только что была ведущей.
ИГРА 14 «КТО ДАЛЬШЕ БРОСИТ СНЕЖОК»
Дети лепят снежки. Чертим линию, вдоль которой встают все игроки. По команде взрослого «Бросаем снежки!», дети метают снежки на дальность. Для ориентира дальности ставим флажки или цветные кубики. Чей снежок улетел дальше всех? До какого кубика (флажка) он долетел? Попробуем бросить еще дальше – до синего кубика?
ИГРА 15 «ГОНКИ СНЕЖНЫХ КОМКОВ»
Лепим все вместе большие снежные комки. Чертим линию старта. Перед каждым игроком – его большой снежный ком. По сигналу ведущего игры игроки начинают катить свой ком от старта к финишу (на расстояние от 3 до 5 метров). Побеждает тот, кто первым прикатит свой ком к финишу, и ком останется при этом целым и невредимым.
ИГРА 16 «ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ» (ЗИМНЯЯ ИГРА НАРОДОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА)
Ведет игру взрослый.
Игроки встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладошки и говорят:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят,
Дзинь, дзинь.
Один хлопок делается в свои ладошки, другой – в ладошки игрока в своей паре и так чередуются хлопки.
Ведущий игры подает сигнал: «Ветер!». Дети – льдинки разбегаются в разные стороны и тихо договариваются, кто с кем построит большую льдину. На сигнал ведущего «Мороз» все выстраиваются в круг и берутся за руки (берутся за руки так, как договорились).
Льдинки после сигнала «ветер» могут не только бегать или кружиться, но и прыгать или делать подскоки.
ИГРА 17 «ЛЕСНЫЕ ОРИЕНТИРЫ»
В эту игру можно поиграть в лесу или в парке.
Начинаем играть на поляне. Все игроки делятся на пары. В каждой паре есть номер один и номер два. Ведущий игры – взрослый – вручает первым номерам какие-то предметы (шишка, палочка, кусочек коры дерева, мячик, маленькая резиновая игрушка и т.д.). Ведущий уводит первый номера далеко в сторону (на 200- 300 метров). Там они прячут вместе с ведущим свои предметы в тайники. А вторые номера остаются в это время на поляне под присмотром другого взрослого. Первые номера возвращаются на поляну.
В каждой паре первый номер рассказывает второму номеру о том, как дойти до условного места и обнаружить в нем тайник. Можно нарисовать план, можно объяснить словами. Как только все пары готовы, то дается общий сигнал: «Раз, два, три – ищи!», и тут же вторые номера бегут на поиск тайников. Вторым номерам нужно добежать до условленного места, найти тайник, взять сюрприз и вернуться обратно на поляну.
Затем игра повторяется со сменой ролей в каждой паре.
Первый раз удобно провести игру в парах «взрослый и ребенок», когда дети научатся понятно объяснять дорогу, то они смогут играть и в парах друг с другом.
ИГРА 18 «ФЛАЖКИ НА ЛЕДЯНОЙ ДОРОЖКЕ»
На утрамбованной снежной дорожке заливается водой отрезок длиной 4—6 м, шириной 40—50 см. Вдоль дорожки ставятся ориентиры — цветные флажки или игрушки, по которым мы сможем показать ребенку, насколько далеко он проехал по ледяной дорожке.
Дети энергично разбегаются и скользят по ледяной дорожке, стараясь прокатиться по ней как можно дальше. По ориентирам отмечаем, кто дальше проскользил по дорожке – например, «Оля проскользила до красного флажка, а кто попробует до зеленого?» Для малышей вариант игры другой: «Вова попал в домик к волку, приехал к нему по дорожке. Давай зайдем в домик. Тук-тук, кто здесь живет. Это я, серый волк. А ты кто? А я мальчик Вова!» Давайте попробуем до лисички проскользить по дорожке. Кто до ее домика доедет?
Аналогично можно играть и на скате горки, поставив вдоль ската разноцветные флажки или игрушки.
ИГРА 19 «ПЯТНАШКИ СО СНЕЖКАМИ»
Чертим на земле линиями большой квадрат –это площадка для игры, за которую нельзя забегать. Все вместе заготавливаем снежки. Выбираем водящего считалкой.
Водящий старается попасть снежками в играющих, который увертываются от снежков и бегают по площадке в разных направлениях. Тот, в кого попал снежком водящий, становится его помощником и помогает ему пятнать игроков снежками. Выигрывают те игроки, кого дольше всех не запятнали снежком.
ИГРА 20. «ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ»: ИГРА НА САНКАХ
Начертите большой круг. В четырех точках этого круга сделайте воротца (их ширина примерно 70см).
Между воротцами положите еще кубики.
Получится полоса препятствий из кубиков, который нужно объехать, и воротцев, в которые нужно проехать.
Играют парами. В каждой паре один ребенок везет другого на санках, объезжая кубики и попадая в воротца. Задача – не сбить кубики и попасть в ворота. Потом игроки меняются местам.
Варианты игры:
Идея 1: Такие же воротца можно делать из палок при ходьбе на лыжах (ширина ворот -30 см), Ребенок старается пройти через воротца, не задев их.
Идея 2: Можно поставить кубики так, чтобы между ними нужно было проехать змейкой.
Идея 3: Можно усложнить задание, дополнительно поставив между воротцами резиновые игрушки, которые собирает «по дороге» игрок, сидящий на санках.
ИГРА 21 СО СНЕЖКАМИ «СНАЙПЕРЫ»
На снежном валу ставим несколько предметов (например, можно использовать кегли).
На расстоянии 3-4 метра от вала чертим линию. Дети встают на линии и стараются сбить предметы на снежном валу. Игра заканчивается, когда все предметы сбиты.
Зимние игры – это множество самых разных затей с санками, снежками, лыжами, коньками. Их можно не только использовать как готовые варианты, но и придумывать самим! Желаю всем интересных зимних каникул!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Игры зимой для детей старшей группы в детском саду
Зимние игры для детей 5-6 лет в ДОУ
Игры зимой для детей старшего дошкольного возраста
Игра «Приметы зимы»
Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание зимы (кто назовёт больше примет).
Послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приметы зимы.
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Грязи нет, весь двор одело,
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Игра «Снежинки, сосульки, снежки»
Когда воспитатель произносит слово «снежинки», дети должны показать ладони с растопыренными пальцами, когда слово «сосульки» — показать ладони ребром со сжатыми пальцами, а когда слово «снежки» — показать кулачки. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.
На краешке крыши
(Поднимаем руки вверх.)
Она очень сильно
(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)
Что солнце светило,
Не нравилось ей –
(Качаем головой вправо-влево.)
Могла ведь растаять
(Стучим указательным пальцем по ладошке — будто капли падают.)
Игра «Это верно или нет?»
Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ о зиме. Условие игры: если дети услышат то, чего не может быть, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Нет, нет, нет!»
Зимой дни короткие, а ночи длинные.
Зимой дни длинные, а ночи короткие. (Хлопаем.)
Зимой всегда жарко. (Хлопаем.)
Зимой холодно и морозно.
Зимой очень часто идёт дождь. (Хлопаем.)
Зимой очень часто идёт снег.
Зимой ходят в сандалиях и панамах. (Хлопаем.)
Зимой ходят в тёплых куртках и шубах, шапках, сапогах.
Игра «Мы рисуем»
Слушаем стихи и выполняем движения руками.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы умеем рисовать.
Наши пальчики устали.
В кулачки мы их сожмём
И немножко отдохнём.
(Трясём кистями рук.)
Мы ещё порисовали.
Снова пальчики устали.
В кулачки мы их сожмём
И немножко отдохнём.
(Трясём кистями рук.)
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель называет каждый раз по четыре предмета (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.
1. Снег, сосулька, цветок, снеговик. (Цветок. Не относится к зиме.)
2. Шуба, свитер, шарф, сарафан. (Сарафан. Это не зимняя одежда.)
3. Санки, лыжи, велосипед, коньки. (Велосипед. Не относится к зиме.)
Игра «Берёза»
Слушаем стихи и выполняем движения руками.
(Поднимаем руки и качаем ими.)
(Руки подняты вверх, трясём кистями.)
С неба до земли.
(Крутим руками перед собой.)
В шубке белой, снежной.
(Показываем, как надеваем снежную шубку.)
От зимы подарок
Ей, берёзе нежной.
(Скрещиваем руки перед собой и гладим плечи.)
Игра «Назови дерево»
Дети по очереди произносят названия деревьев. Например: ива, тополь, рябина, берёза, дуб, осина, ясень, клён, яблоня, липа и др. Победителем станет тот, кто назовёт дерево последним.
Игра «Рябина»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
На рябине ягоды
(Поднимаем руки вверх.)
Зимним днём к рябине
И рябина птичек
Не прогонит, нет!
(Качаем головой вправо-влево.)
Будет птичкам завтрак,
(Стучим указательным пальцем по ладошке — будто птички клюют.)
Всех, кто есть захочет,
Всех, кто дружит с ней.
(Выставляем руки вперёд ладошками вверх — будто угощаем.)
Игра «Чьи плоды и семена?»
Воспитатель показывает детям плоды и семена. (Можно показать иллюстрации.) Дети должны определить, какому растению (дереву) принадлежат эти плоды и семена, и назвать растение (дерево).
Другой вариант игры: называть (показывать) деревья, чтобы дети сказали, как называются их плоды, семена.
Для игры можно взять такие примеры: яблоня — яблоки, слива — сливы, дуб — жёлуди, сосна — шишки, ель — шишки, берёза — серёжки.
Игра «Кто идёт и бежит?»
Слушаем стихи и изображаем походку животных.
Вот идёт по снегу лось.
Ему ночью не спалось.
Заяц пробежал вот так –
Не поймать его никак.
Вот лиса бежит за ним,
Машет хвостиком своим.
По сугробам волк бежит,
Он от холода дрожит.
А теперь идёт медведь.
Громко начал он реветь: р-р-р!
Игра «Отгадай животное»
Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто живёт в лесу, и загадывает животное. Дети должны отгадать его. Побеждает тот, кто первым назовёт животное. По очереди дети задают уточняющие вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». Например:
— Это животное серое? — Да.
— Меняет цвет с наступлением зимы? — Да.
— Впадает в спячку? — Нет.
— С длинными ушами? -Да.
Игра «Лягушонок»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
(Прыгаем на месте.)
Любит по дорожкам
Он гулять в саду.
Любит он поплавать,
Понырять в пруду.
(Делаем перед собой круговые движения — будто плывём.)
А зимой морозно,
И весь пруд во льду.
(Обнимаем себя, будто мёрзнем.)
Спит на дне в пруду.
Игра «Кто зимой спит?»
Воспитатель называет разных животных. Если зимой животное спит (впадает в спячку), дети приседают и кладут руки под щёчку, а если не спит, продолжают стоять. Например: заяц (стоят), медведь (приседают), ёж (приседают), лиса (стоят), волк (стоят), кабан (стоят), лягушка (приседают), синица (стоят), муха (приседают).
Игра «Дятел»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Дятел на сосне сидел
И по сторонам глядел.
(Поднимаем руки верх.)
Он по дереву стучал,
Всех букашек замечал.
(Стучим указательным пальцем по ладони.)
А зимой он не стучит,
Но на дереве сидит.
(Поднимаем руки вверх.)
Много я семян найду.
(Показываем, как срываем шишки.)
Дятлу нравится сосна.
Вкусны в шишках семена!
(Соединяем ладони, потом показываем, как раскрываются шишки.)
Загадки про птиц
Слушаем необычные загадки, в которых дано описание неперелётных птиц (птиц, остающихся зимовать в родных краях), и стараемся их отгадать (ответить на вопрос «Это кто?»).
Большая, чёрная, с серой грудкой. (Ворона.)
Маленькая, с красной грудкой. (Снегирь.)
Среднего размера, серая, с розовыми ножками. (Голубь.)
Маленькая, с чёрной головкой и жёлтой грудкой. (Синица.)
Считалка «Птицы»
Слушаем считалку и стараемся её запомнить.
Ястребы и воробьи,
Соколы и соловьи.
Вот весёлый попугай –
Кого хочешь выбирай.
Прилетел потом скворец,
И считалочке — конец!
Загадки про птиц
Слушаем необычные загадки и стараемся их отгадать.
Вы ответьте-ка, кто знает:
Какая птица не летает?
Орёл, ястреб, журавль, пингвин. (Пингвин.)
Первым кто сказать успеет,
Какая птица плавать не умеет?
Гусь, утка, поползень, лебедь. (Поползень.)
Сказать вам громко разрешаю:
Какая птица самая большая?
Аист, страус, журавль, пингвин. (Страус.)
Пальчиковая игра «Птицы»
Слушаем стихи и загибаем пальчики. При последних словах прячем ручки.
Эта птица — соловей.
Эта птица — воробей.
Эта птица — совушка,
Эта птица — скворушка,
Эта птица — свиристель,
Эта птица — коростель.
Это — зяблик, это — стриж,
Это — развесёлый чиж.
Ну а это — злой орлан.
Ну-ка, птицы, по домам!
Игра «Перелётные и неперелётные птицы»
Воспитатель произносит названия птиц. Если птицы перелётные (осенью улетают на юг), то дети машут руками, как крыльями. Если птицы не улетают, остаются зимовать в родных местах, то дети стоят, опустив руки. Например: скворец (машут), ласточка (машут), воробей (руки внизу), синица (руки внизу), голубь (руки внизу), грач (машут), ворона (руки внизу).
Игра «Яблонька»
Слушаем рассказ и выполняем различные движения.
Мы посадили в землю семечко.
Потом мы полили его.
(Показываем, как поливаем.)
Из земли показался росточек.
(Встаём и стоим прямо.)
Выросли большие ветки.
(Поднимаем руки вверх.)
На ветках появились яблоки.
(Разводим руки в стороны.)
Мы сорвали спелые яблоки.
(Показываем, как срываем яблоки.)
Осенью листья с яблоньки облетели.
(Трясём кистями рук.)
Потом пришла зима, выпал снег.
(Показываем, как летит снег.)
Снег падал на ветки, и они согнулись.
(Руки в стороны и немного вниз.)
Ветер сдул снег, и ветки разогнулись.
(Поднимаем руки выше.)
Игра «Съедобное — несъедобное»
Воспитатель бросает мяч и произносит названия того, что съедобно, и несъедобных предметов. Если названо что-то съедобное (фрукт, ягода, овощ), мяч нужно ловить, а если несъедобное, то ловить не надо.
Игра «Самосвал»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Еду еду я вперёд,
(Идём на месте и показываем, как крутим руль.)
Вправо, влево поворот.
(Поворачиваемся вправо и влево.)
Вот въезжаю я во двор,
Не глушу я свой мотор.
Будет много грузов?
Снег погрузят в кузов.
(Показываем, как грузят снег.)
Снега целая гора!
(Поднимаем руки вверх.)
Всё увёз я со двора.
(Отводим руки назад и вниз.)
Игра «Светофор»
Воспитатель подчёркивает, что водитель любой машины на дороге должен соблюдать правила дорожного движения. Затем воспитатель рассказывает детям, что такое светофор и для чего он нужен на дороге, а также объясняет правила игры. Когда зелёный свет (показан кружок из зелёного картона), машины едут (дети идут по комнате), когда жёлтый — останавливаются, а когда красный — стоят.
Игра «Идём гулять»
Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.
Снег пушистый шёл с утра.
Снега во дворе — гора.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы пойдём сейчас гулять.
Наденем на ножки
А на ручки — рукавички,
Спрячем ушки в шапку,
Тёплый шарф на шею –
И гулять скорее!
Игра «Зимой и летом»
Воспитатель называет разные предметы одежды и обуви. Дети обнимают себя, будто мёрзнут, если предмет предназначен для ношения зимой (шуба, тулуп, шапка-ушанка, сапоги, валенки, шарф, варежки), или разводят руки в стороны, будто загорают, если предмет предназначен для ношения летом (панама, шорты, сарафан, футболка, сандалии).
Игра «Снегурочка»
Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.
Мы не ели и не пили,
Мы Снегурочку лепили.
Мы слепили ножки –
Бегать по дорожке.
Ушки, щёчки мы слепили
И про ручки не забыли.
Платье до сапожек.
Игра «Танец Снегурочки»
Воспитатель предлагает детям придумать, как может танцевать Снегурочка. Звучит музыка (можно включить «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского). Снегурочка оживает и начинает танцевать. Все дети танцуют.
Игра «Звери из снега»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Падал, падал снег из тучки
Нам на плечи и на ручки.
(Трясём кистями рук.)
Вот сугробы поднялись,
(Поднимаем руки вверх.)
И мы лепкой занялись.
Мы слепили белку,
Мы слепили кошку.
(Показываем ладошками ушки.)
Сделали мы зайца –
(Прыгаем на месте.)
Мы слепили бабочку,
Пусть она летит.
Мы слепили мишку,
Он в берлоге спит.
Игра «Снежки»
Для игры нужны две верёвочки, которыми обозначается территория команд, и снежки (скомканная бумага). Дети делятся на две команды, каждая получает одинаковое количество снежков. По первому сигналу команды начинают играть в снежки (бросают снежки в соперников). По второму сигналу игра прекращается. Определяется победитель — команда, на территории которой окажется меньше снежков.
Игры зимой для детей средней группы в детском саду
Зимние игры для детей 4-5 лет в ДОУ
Игры зимой для детей среднего дошкольного возраста
Игра «Метель»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Слышен сильный вой метели:
У-У, У-У, У-У! У-У, У-У, У-У!
(Показываем, как воет ветер.)
Гнутся сосны, гнутся ели
На ветру, на ветру.
(Качаемся из стороны в сторону.)
Все попрятались от ветра –
Кто в дупло залез на время,
Кто в нору, кто в нору.
Вихри снежные кружатся –
(Кружимся на месте.)
И сугробы уж ложатся
(Поднимаем руки вверх.)
Игра «Перепрыгиваем через сугробы»
На полу расставлены один за другим предметы разной высоты. Это сугробы. Дети должны перепрыгнуть через них. В конце игры воспитатель отмечает тех, кто не задел и не уронил ни одного предмета.
Метель намела много снега. Вот какие сугробы получились. Как же их преодолеть? Придётся перепрыгивать.
Зимние загадки
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Снег ложится на поля,
Стала белой вся земля.
Всюду белые дома.
Это к нам пришла. (зима).
А в избе водой. (Снег.)
С неба звёздочка упала,
И холодной каплей стала
На моей ладошке. (Снежинка.)
Зимой растёт. (Сосулька.)
Всё время вниз. (Сосульки.)
И не снег, и не лёд,
Деревья уберёт. (Иней.)
Игра «Холодно — горячо»
Воспитатель прячет какой-нибудь предмет. Дети должны его отыскать. Если они отдаляются от предмета, воспитатель произносит слова «прохладно» и «холодно», а если приближаются к нему, — «тепло» и «горячо». (Можно также говорить: «Тепло, горячо, жарко, обожжёшься!» или «Холодно, мороз, стужа, метель!») Игра закончится, когда предмет будет найден.
Игра «Спасаемся от мороза»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Чтобы ручки не замёрзли,
Будем вместе хлопать.
(Хлопаем в ладоши.)
Чтобы ножки не замёрзли,
Будем сильно топать.
Ну-ка быстро — раз-два-три –
Всё сначала повтори.
(Хлопаем в ладоши и потом топаем.)
Чтобы ушки не замёрзли,
Их ладошкой разотри.
Носик тоже, щёчки тоже –
Их ладошками потри.
Ну-ка быстро — раз-два-три –
Всё сначала повтори.
Щёчки тоже мы потрём.
Нам мороз не страшен –
Прыгаем и пляшем!
(Прыгаем и приплясываем.)
Игра «Деревья»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Летом все деревья
На красивых ветках
(Трясём кистями рук.)
И на всех деревьях
(Наклоняемся вперёд и касаемся руками пола.)
Снег летит, кружится.
К нам зима пришла.
Для деревьев шубки
(Показываем: надеваем шубки.)
Игра «Холодные и горячие слова»
Воспитатель произносит слова. Дети обнимают себя, будто мёрзнут, если слово — «холодное» (зима, мороз, метель, вьюга, холод, снег, сугроб, сосулька, снежинка), или разводят руки в стороны, будто загорают, если слово — «горячее» (лето, солнце, жара, зной, пустыня).
Игра «Ивушка»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
(Поднимаем руки вверх.)
На ветру качается.
(Качаемся из стороны в сторону.)
И всё больше ивушка
К речке наклоняется.
Низко ветви длинные
Над водой свисают.
(Разводим руки немного в стороны и качаем расслабленными кистями.)
Свои ветви ивушка
В воду опускает.
Игра «Знаем деревья»
Воспитатель произносит разные слова, в том числе названия деревьев. Услышав название дерева, дети должны захлопать в ладоши. Деревья: дуб, тополь, ива, рябина, клён, осина, сосна, берёза, липа, ель и др.
Игра «В зимнем лесу»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Зайчик скачет по тропинке
Вот так, вот так.
(Прыгаем на месте.)
Лапками дерёт осинку
Вот так, вот так.
Тетерев летает следом
Вот так, вот так.
Ночью прячется под снегом
Вот так, вот так.
Игра «То зверь, то птица»
Дети встают в ряд или в круг. Воспитатель (ведущий) произносит слово «зверь» или «птица», после чего бросает мяч одному из участников игры. Игрок ловит мяч, быстро произносит название зверя или птицы и бросает мяч воспитателю (ведущему). Если игрок не смог этого сделать или сделал неправильно, он выходит из игры.
Игра «Горностай»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Лапки выше поднимай.
(Поднимаем руки вверх.)
(Качаем головой из стороны в сторону.)
Злого волка обмани –
Замети следы свои.
(Разводим руки немного в стороны и качаем вправо-влево.)
Загадки про лесных зверей
Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки лесных зверей, и стараемся их отгадать.
Рыжая, пушистая, хитрая — это кто? (Лиса.)
Серый, зубастый, злой — это кто? (Волк.)
Длинноухий, трусливый — это кто? (Заяц.)
Маленький, серый, колючий — это кто? (Ёж.)
Рыжая, проворная, ловкая — это кто? (Белка.)
Игра «Щука»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Щука плавает в воде,
Щука плавает везде.
(Делаем движения, как будто плаваем.)
На поверхность выплывает,
(Поднимаем руки вверх.)
А потом на дно ныряет.
Щёлк зубами злая щука,
А потом сидит без звука.
(Полусогнутыми ладошками изображаем пасть щуки.)
Хочет рыбку там поймать.
Как увидит рыбку — хвать!
(Делаем руками перед собой хватательные движения.)
Игра «Щука на охоте»
С помощью считалки выбирается Щука. Остальные игроки — рыбки. Воспитатель говорит: «Щука спит!» Рыбки плавают всюду весело играют. Потом воспитатель говорит: «Щука плывёт!» Щука отправляется на охоту и пытается поймать рыбок. Тот, кого она поймала, выбывает из игры. Победителем станет игрок, которого Щуке не удастся поймать.
Игра «Птицы»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Машут крыльями синицы
И щебечут: «Ци-ци-ци!
Можем мы собой гордиться.
Мы, синицы, — молодцы!»
(Машем руками, будто крыльями.)
На рябине засвистели
Снегири: «Фью-фью, фью-фью!
Ни морозы, ни метели
Не страшат нашу семью».
(Делаем перед собой руками волнообразные движения.)
Воробей по ветке скачет:
Воробей зимой не плачет,
Унывать он не привык.
(Прыгаем на месте.)
Игра «Назови птицу»
Дети по очереди произносят названия птиц. Например: воробей, соловей, синица, снегирь, ласточка, голубь, ворона, сорока, утка, курица, гусь, журавль, кукушка, дятел, сокол, орёл, страус и т. д. Победителем станет тот, кто назовёт птицу последним.
Игра «Кормушки»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Птичкам голодно зимой,
Нет кормушки ни одной.
Хоть какую пищу
Птички всюду ищут.
(Смотрим по сторонам.)
Мы кормушки поместили
(Выставляем руки вперёд.)
Мы насыпать не забыли
Семечки и крошки.
(Показываем: насыпаем семечек и крошек.)
На кормушки сели.
(Стучим пальчиком одной руки по ладошке другой руки.)
Птички нас благодарят,
Из кормушек говорят:
«Вам спасибо! Улетаем,
Но вернуться обещаем!»
Пальчиковая игра «Идёт коза»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая.
(Указательный и средний пальцы выставляем вперёд, остальные пальцы согнуты.)
За ней козлёночек бежит,
(Трясём кистями рук, как колокольчиком.)
За козлёнком — серый волк.
Он зубами щёлк да щёлк.
(Полусогнутыми ладошками изображаем пасть волка.)
Но коза тут подбежала,
(Указательный и средний пальцы одной руки «бегут» по ладошке другой руки.) Злого волка напугала.
(Указательный и средний пальцы выставляем вперёд, остальные пальцы согнуты.)
Игра «Отгадай животное»
Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо домашнего животного. Игрок ловит мяч, произносит всё название домашнего животного и бросает мяч воспитателю. Например: -Со. (Собака.)
Игра «Лошадка»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Лошадка бежит по дороге,
По снежной дороге зимой.
Так резво бегут её ноги!
Стремится лошадка домой.
(Бежим, высоко поднимая коленочки.)
А вьюга сердитая воет.
Лошадку страшит её вой.
(Показываем: дуем и воем, как ветер.)
Но сильно пугаться не стоит.
Стремится лошадка домой.
(Бежим, высоко поднимая коленочки.)
Лошадка бежит быстро-быстро,
Качает она головой.
(Качаем головой вправо-влево и вверх-вниз.)
Вокруг всё бело, серебристо.
Стремится лошадка домой.
(Бежим, высоко поднимая коленочки.)
Игра «Нарисуй лошадку»
Ребята делятся на две команды. Игроки из каждой команды поочерёдно подбегают к доске и рисуют какую-то часть тела лошади. В конце игры определяется, кто быстрее справился с заданием и чья лошадь оказалась красивее.
Игра «Санки»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Мы на горку забирались
И с неё на санках мчались.
(Поднимаем руки вверх.)
Мчатся санки сверху вниз.
(Машем поднятыми вверх руками и опускаем их вниз.)
Мы на саночки садились,
Мы на саночках катились.
(Наклоняемся, приседаем и выставляем руки вперёд.)
— Эй, держись! Берегись!
Мчатся санки сверху вниз.
(В приседе обнимаем себя.)
Игра «Зимние слова»
Воспитатель произносит слова, характеризующие разные времена года, в том числе и «зимние» слова (зима, снег, лёд, мороз, вьюга, метель, иней, снежинка, сосулька и др.). Услышав «зимнее» слово, дети должны поднять руку и постараться объяснить, как оно связано с зимой.
Игра «Зимняя прогулка»
Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.
Снег идёт, идёт с утра,
Поиграть уж нам пора.
Наденем на ножки
А на ручки — рукавички,
Спрячем ушки в шапку,
Тёплый шарф на шею –
И гулять скорее!
Загадки
Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
Съеду быстро с горки,
Я качусь на. (санках).
Есть, ребята, у меня
Деревянных два коня.
А зовут их. (лыжи).
Я бегу на них вперёд,
Даже ими режу лёд.
Они быстры и легки,
Мои новые. (коньки)
Игра «Пошёл король по лесу»
Дети встают в хоровод, один из них (водящий) — в центре. Все ходят по кругу и поют:
Пошёл король по лесу,
Нашёл себе принцессу.
Водящий выбирает себе из хоровода принцессу, берёт её за руки. Все дети произносят, выполняя соответствующие движения:
Давай с тобой попрыгаем
И ножками подрыгаем,
А больше не играем.
Игра продолжается, но уже другой король выбирает принцессу.
Игра «Найдём слова»
Воспитатель предлагает детям составить вместе рассказ о зиме. Он говорит, что будет начинать о чём-то рассказывать, а они должны догадаться, что дальше, и продолжить, произнести нужное слово (то есть закончить предложение). Если дети сначала не поймут задание, нужно объяснить его на простых примерах.
Зимой с неба падает. (снег).
Речка покрывается. (льдом).
Собираясь на прогулку, дети надевают тёплую. (шубку, куртку).
На голову дети надевают зимнюю. (шапку).
На ручки дети надевают. (варежки), а на ножки. (сапожки).
Ребята катаются на. (санках, лыжах, коньках).